В России ухудшились условия для ввоза китайских грузовиков
06.08.2025 09:00
Во-первых, на фоне высокой ключевой ставки ЦБ, которая ухудшает условия кредитования и лизинга, и стихийного завоза китайской техники в предыдущие годы, в результате чего на складах дилеров остались нераспроданными около 30 тыс. грузовиков, импорт грузовых автомобилей в Россию (а в основном это транспортные средства из КНР) за первое полугодие 2025-го года и так сократился сразу на 90%, в то время как еще недавно именно китайские грузовики занимали первые строчки в топ продаж.
При этом стихийный завоз техники подхлестнуло еще и значительное (на грузовые автомобили — на 70%) повышение утилизационного сбора с 1-го октября прошлого года, накануне которого дилеры стремились ввезти как можно больше транспортных средств по старым ценам.
И хотя с 1-го января этого года утилизационный сбор снова планово проиндексировали (на грузовики — на 10%), а очередное повышение ожидалось только с 1-го января следующего года, с 1-го августа сбор снова частично подняли.
Причем стоит отметить, что утилизационный сбор подняли именно на наиболее популярные виды грузовой техники: на тягачи, автосамосвалы и автофургоны, в то время как именно продажи тягачей и самосвалов по итогам I полугодия сократились значительнее всего — на 70% и на 62% соответственно.
И если утилизационный сбор на самосвалы в зависимости от их грузоподъемности повысили на 6% и на 18,8%, то на тягачи сбор увеличили сразу на 35%.
Единственное, в прежнем размере оставили ставки для тягачей экологического класса Евро-5 и Евро-6, целенаправленно ввозимых для выполнения международных перевозок. Однако такие транспортные средства приобретаются в рамках федеральной программы поддержки и изначально в согласованном количестве.
Однако одновременно еще и Росстандарт, несмотря на выданные уже ранее заключения о соответствии, начал массовые проверки транспортных средств из КНР.
В итоге, еще в феврале были запрещены продажи самосвалов Shacman SX3258, а недавно под ограничения попали еще четыре китайских бренда — Dongfeng (DFH4180 и DFH5200B), Foton (BJ4189 и H5), FAW (CA4250, CA4180 и JH6-B 8X4) и Sitrak (ZZHS).
Их реализацию на территории России смогут возобновить только после того, как производители устранят все выявленные нарушения, получат новое заключение о соответствии, а также проведут специальную отзывную компанию (за свой счет отремонтируют уже приобретенную и эксплуатируемую технику).
Как следствие, статистика по продажам новых грузовиков в России по итогам I полугодия 2025-го года выглядит следующим образом: если в целом продажи сократились на 54%, то у отечественного «КамАЗа» проседание составило только 30%.
Хотя буквально еще совсем недавно, по итогам прошлого года, «КамАЗ» потерял свою долю на рынке и уступил традиционное для себя первое место в топе продаж китайскому Sitrak.
Источник фото: unsplash.com