В России для железной дороги могут внедрить механизм «вези или плати»
15.08.2025 09:00
Суть этого механизма состоит в том, что грузовладелец сможет заключить долгосрочный (на срок — не менее одного года) договор с «РЖД», где будет закреплен определенный объем груза, который он должен будет предъявить к перевозке. Взамен он получит приоритетный доступ к железнодорожной инфраструктуре.
При этом грузовладелец в любом случае должен будет заплатить за перевозку всего обещанного объема, даже если в итоге груза окажется меньше (исключение составляют только форс-мажор и доказанная вина самого перевозчика).
Как очевидно, основную выгоду от такого принципа будут иметь «РЖД», которые вне зависимости от того, оказана услуга или нет, получат свою гарантированную плату за перевозку.
В самой компании говорят, что внедрение механизма «плати или вези» позволит лучше планировать использование ограниченных провозных мощностей в восточном направлении и в целом стабилизирует технологию и экономику работы железнодорожного транспорта.
Грузовладельцы же опасаются, что возможность заключения подобных долгосрочных договоров нарушит правила недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре, поскольку приоритет получат крупные добывающие компании, которые смогут предложить существенный объем груза для перевозок, остальные же будут довольствоваться распределением по остаточному принципу.
Правда, стоит отметить, что внедрить механизм «вези или плати» в России пытаются уже далеко не первый раз, но каждый раз инициативу в конечном итоге отзывали.
Сейчас она обсуждается по поручению премьер-министра РФ Михаила Мишустина. Однако ранее о введении договоров «вези или плати» говорил и президент РФ Владимир Путин, но и тогда от них в конечном итоге все-таки отказались.
Источник фото: rzd.ru