Российский парламент ратифицировал соглашение о применении электронных навигационных пломб в ЕАЭС
20.10.2022 15:21
Вообще, соглашение о применении электронных навигационных пломб в ЕАЭС было подписано главами стран Союза в апреле этого года. Однако для того чтобы оно вступило в силу, необходимо, чтобы каждое государство, входящее в ЕАЭС, выполнило все необходимые ратификационные процедуры.
Кроме того, Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) должна подготовить более 25 правовых актов, регулирующих механизм использования электронных навигационных пломб, в том числе требования к устройствам, сферу их обязательного применения, условия информационного взаимодействия между национальными операторами стран-членов ЕАЭС и пр.
Электронная навигационная пломба — это устройство, которое навешивается на контейнер, грузовой отсек автомобиля, вагон и т.п. и таким образом помогает в режиме онлайн отслеживать перемещение груза и предупреждать о несанкционированном доступе к товару.
При этом пломба также способна хранить информацию о перевозке: таможенные и перевозочные документы в электронном виде, сведения о проводимом контроле и досмотре и т.п.
В России такие устройства уже являются обязательными при железнодорожной и автомобильной перевозке санкционных товаров (то есть товаров, запрещенных к ввозу из других стран).
В Беларуси электронные навигационные пломбы навешивают на грузовые автомобили, ввозящие товары из Польши, Литвы и Латвии, а также на порожние грузовики, зарегистрированные в странах ЕС.
Однако принятое соглашение унифицирует применение пломб на территории всего Евразийского экономического союза.
Так, в частности, предусматривается, что электронные навигационные пломбы будут обязательными при перевозках на территории Союза алкогольной продукции, табачных изделий, товаров, которые запрещены к ввозу хотя бы в одну страну ЕАЭС, а также при «сквозном» транзите грузов по территории ЕАЭС.
За наложение пломб и отслеживание с их помощью перемещения товаров будут отвечать компании, официально утвержденные национальными операторами в каждой из стран Союза.
Однако каждый из национальных операторов сможет контролировать перевозку на территории всего ЕАЭС.
Если, например, перевозка была начата в Беларуси (и там и были наложены навигационные пломбы), то именно белорусский национальный оператор будет отслеживать груз, пока тот не придет в пункт назначения или пока транспортное средство не выедет за пределы Союза.
Для отслеживания перевозок национальные операторы должны разработать свои информационные платформы, которые будут интегрированы между собой. В последующем планируется создание единой для Союза системы.
Использование электронных навигационных пломб будет платным, однако тарифы будут устанавливаться в каждой стране в отдельности.
В целом, считается, что электронные навигационные пломбы позволят усилить контроль за перемещением отдельных видов товаров, а также упростят и ускорят пересечение границ внутри Союза.
Источник фото: Пресс-служба «Центра развития цифровых платформ»