На железной дороге могут появиться особо оплачиваемые участки
15.10.2018 14:49
РЖД нашло новый способ борьбы с ограничениями инфраструктуры, пишет «Коммерсантъ». До четверти пропускной способности узких мест железных дорог может продаваться по повышенным тарифам. История вопроса Операторы предложили отменить очередные преференции ОАО «РЖД» ФАС хочет посадить РЖД на «тарифную диету» без надбавок и «прочего безобразия» У Минфина и РЖД разошлись планы на будущие грузовые тарифы В монополии отмечают «парадоксальную ситуацию». Грузовая база на 2019 год «растет очень серьезно и быстрее, чем ВВП». Однако запрос на перевозку в основном приходится на три самых востребованных направления: Дальний Восток, Азово-Черноморский бассейн и Северо-Запад. Данная проблема ненова, а пути ее решения обсуждаются на протяжении последних 18 лет. Но нынешний рост экспорта, в основном угля, серьезно обострил ситуацию и заставил РЖД ускориться в поисках выхода.
Хорошенько подумав, монополия предложила изменить порядок пользования ее «узкими местами». В частности, в понятие «ограниченная пропускная способность инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования» РЖД считает необходимым закрепить законодательно. После чего можно будет установить особенности приема и исполнения заявок на перевозку в таких условиях.
Помимо это сроки планирования, по мнению монополии, нужно сократить с 45-ти до 30-ти дней. Что позволит приблизить момент подачи заявки к моменту исполнения. И наконец выделить долю в пропускной способности в размере 20-25%, на которую бы распространялся повышенный тариф. Распределение данных объемов возможно и с помощью аукциона, хотя в РЖД этот механизм считают «слишком жестким». Дополнительно полученные таким образом средства монополия планирует вкладывать в «расшивку» инфраструктуры, поясняет источник «Ъ».
Тарифный креатив монополии участники рынка приняли настороженно. В Первой грузовой компании считают, что подобные инициативы лишь приведут к дополнительным затратам операторов и грузовладельцев. А другой источник на правах анонимности подчеркнул, что Совет потребителей ОАО РЖД всегда был против приоритетов и продажи мощности. Ведь это противоречит четырем федеральным законам, Конституции и множеству постановлений Правительства. Вместо того чтобы «нормально работать и развивать сеть, РЖД в 2018 году снизило скорость доставки на 6% и спекулирует на проблеме узких мест», резюмировал собеседник издания.
По мнению другого эксперта в отрасли, закрепление «узких мест» в законодательстве – это фактически признание дефицита нормой. А если разрешить РЖД еще и брать повышенную плату за дефицит, то монополия будет его «сохранять, холить и лелеять».
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров согласен с тем, что идеи РЖД рискованные. Так как они формируют новый инструмент повышения тарифов на сети и дают экономический стимул создавать или как минимум не «расшивать узкие места». Кроме того, возникает риск покупки всего дополнительного объема мощности крупными грузоотправителями. А это чревато либо монополизмом, либо спекуляциями и махинациями с пропускной способностью, предупреждает эксперт.
Напомним, что ФАС планирует максимально упростить ценообразование для РЖД. В частности, глава ведомства Игорь Артемьев заявлял ранее, что у монополии должно быть всего два тарифа – сетевой и инвестиционный.