На границе Беларуси со странами ЕС застряло почти 5 тыс. грузовиков
08.02.2022 18:07
На выезде из Беларуси в страны ЕС — Литву, Польшу и Латвию — скопилось почти 5 тыс. грузовиков. Наибольшие очереди наблюдаются на литовском направлении. При этом 7-8 февраля литовская сторона проводила обновление таможенных систем, что неминуемо должно привести к образованию еще больших заторов на границе.
По состоянию на 8-е февраля, выезда из Беларуси в страны ЕС в общей сложности ожидало 4 920 грузовиков. Примечательно, что в течение дня очередь из транспортных средств не уменьшалась, а наоборот, только росла. И не только на литовском направлении, что в какой-то степени было бы даже оправданным, но и в сторону Латвии и Польши.
В принципе, ситуация на белорусской границе никогда не была легкой, поскольку путь через Беларусь — наиболее популярный маршрут доставки грузов в Европу и из Европы, в том числе для российских перевозчиков.
Однако если в прежние годы очереди в пунктах пропуска доходили где-то до 2 тыс. грузовиков, то в последние месяцы обстановка особенно обострилась.
Заторы из более чем 4 тыс. автомобилей наблюдались в ноябре-декабре прошлого года. Тогда задержки на границе еще можно было объяснить «миграционным кризисом», на который пришелся и традиционный сезонный пик грузовых перевозок в преддверии новогодних праздников.
Тем более что к концу декабря ситуация на белорусской границе действительно стабилизировалась и пункты пропуска, можно сказать, опустели: на выезде в ЕС стояли считанные десятки грузовиков.
Однако уже в начале января снова начали образовываться заторы из фур, а к началу февраля в них уже опять насчитывалось более 4 тыс. транспортных средств.
При этом какого-то четкого объяснения того, чем вызваны такие большие очереди на границе, нет. «Показания» белорусской стороны и представителей Польши, Литвы и Латвии здесь расходятся.
Последние обвиняют белорусские службы в искусственном создании заторов на границе.
В свою очередь, Государственный пограничный комитет Беларуси уже который месяц не устает повторять, что это сопредельные стороны не выполняют в полном объеме свои обязательства по пропуску транспортных средств.
Так, например, в Комитете отмечают, что в понедельник, 7-го февраля, литовские пограничные переходы оформили только 57% грузовиков от своей пропускной способности, а польские — 68%.
Вместе с тем, что примечательно, ситуация на границе обострилась как раз к началу февраля — на фоне полного прекращения Литвой железнодорожного транзита продукции «Беларуськалия».
С другой стороны, на польском направлении действительно работают только два пункта пропуска из пяти — «Берестовица» и «Козловичи». Еще один пункт пропуска («Кузница/Брузги»), который был закрыт в ноябре прошлого года, Польша, несмотря на постоянные обращения перевозчиков, в том числе российской АСМАП, пока не открывает.
В такой ситуации грузовые потоки, естественно, переориентируются на другие направления — Латвию и Литву. Из-за этого, кстати, заторы в 1 тыс. транспортных средств наблюдаются уже и на границе с Латвией, хотя в прежние годы очереди из грузовиков там, как правило, были минимальны.
В то же время путь через Беларусь остается самым коротким маршрутом грузовых перевозок в центральную и северную Европу. Большинство транспортных компаний пока не спешат искать пути объезда и переориентировать свои потоки на другие направления.
«Трансимпериал» продолжает отслеживать ситуацию на границе Беларуси. Для срочных грузов по согласованию с клиентом мы разрабатываем специальные схемы доставки с обходом белорусской территории или с использованием других видов транспорта.