Из двух зол грузоотправители согласились на повышение тарифов РЖД. Вынужденно
22.10.2018 14:33
17 октября на заседании Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» был принят ряд предложений по увеличению тарифов монополии, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные источники. История вопроса На железной дороге могут появиться особо оплачиваемые участки Пришла пора умерить пыл: инвестпрограмму РЖД сократили на 1 трлн рублей Операторы предложили отменить очередные преференции ОАО «РЖД» ФАС хочет посадить РЖД на «тарифную диету» без надбавок и «прочего безобразия» На реализацию долгосрочной программы развития (ДПР) до 2025 года монополия не досчиталась порядка 900 млрд рублей. О чем и было сообщено на заседании совета потребителей. Выходов из этой ситуации две: либо сократить планы по развитию и увеличению грузооборота, либо изыскать дополнительные средства. Причем две трети бреши в финансировании РЖД вызвалась закрыть за свой счет. Остальное предложила добрать с помощью сохранения экспортной надбавки в размере до 8%.
Вопрос был вынесен на голосование. И с существенным перевесом потребители согласились на продление надбавки. Избежать ее удастся только нефтепродуктам и алюминию. Помимо этого, монополия с согласия участников совета сохранит в тарифе 1,5-процентную надбавку, дарованную монополии на текущий год.
«Ъ» отмечает, что настолько единогласное решение потребителей в контексте взаимоотношений с РЖД выглядит странным. В 2017-м железная дорога просила клиентов поддержать сохранение для нее надбавки в 1,9%. Взамен монополия пообещала «массу плюшек». Например, компенсации государством расходов, связанных с изменением законодательства. В том числе с ростом акцизов, который сейчас приводят как аргумент в пользу повышения тарифов. Тогда потребители сказали «да», но с условием, что с 2019-го экспортная надбавка будет обнулена.
По подсчетам собеседника «Ъ», сокращение проектов развития, не генерирующих грузы, может дать экономию всего в 400 млрд рублей. В остальных грузоотправители заинтересованы и жертвовать ими не готовы. Субсидиями, с учетом уже порезанной господдержки, нехватку в финансировании также не покрыть. Таким образом, клиенты РЖД были фактически приперты к стенке, резюмирует собеседник издания.
Параллельно вопрос о надбавках обсуждается и в ФАС. По неподтвержденным официально данным, в проекте приказа по индексации тарифов служба идет на существенные поблажки РЖД. В частности, помимо продления надбавки в 1,5% и экспортной надбавки в 8% в документе прописаны отмена схем для инновагонов, повышение на 8% тарифов на порожний пробег на длинных плечах (от 3 500 км и более), сокращение льгот на дальние перевозки контейнеров (с 0,47 до 0,6 для дистанций свыше 4 000 км), угля (с 0,4 до 0,44 на 3 000 км и более на экспорт), металлов и чугуна (с 0,45 до 0,6 на 5 000 км и более).
Напомним, что недавно РЖД выступили с другой инициативой. Они предложили продавать до четверти пропускной способности «узких мест» по повышенным тарифам.
Источник: https://logirus.ru