Итоги прошедшей, 50 недели
16.12.2024 12:30
Российским перевозчикам выдали дополнительные китайские «дозволы», но использовать их можно с ограничениями.
Напомним: на прошлой неделе стало известно, что Китай все-таки пошел навстречу российской стороне и выделил дополнительно 6 тыс. разрешений на автомобильные перевозки грузов.
Однако, как выяснилось позже, использовать эти разрешения можно исключительно для проезда через МАПП «Забайкальск». В других пунктах пропуска между Россией и Китаем дополнительные «дозволы» не действуют.
Такие ограничения, во-первых, могут усложнить доставку необходимых товаров в другие дальневосточные российские регионы, а во-вторых, рискуют серьезно увеличить нагрузку в МАПП «Забайкальск», который и без того является наиболее востребованным на российско-китайской границе.
Правда, одновременно все-таки стоит отметить, что выделение дополнительных китайских разрешений в любом случае облегчит ситуацию в сфере автомобильных перевозок грузов с КНР — основным торговым партнером России.
Потому как к концу года, несмотря на неоднократные дополнительные обмены, китайских «дозволов» российским перевозчикам крайне не хватало, а это рисковало сорвать автомобильную доставку товаров из КНР в условиях высокого предновогоднего сезона и загруженности железных дорог.
По новому мосту «Благовещенск-Хэйхэ» запустили пассажирское движение.
По сути, это должно было бы означать, что пункт пропуска «Кани-Курган», обслуживающий этот мост, полностью достроен и теперь через данный участок границы вместе с открытием пассажирского движения можно также нарастить поток грузов — со 190 до 630 грузовых автомобилей в день.
Однако на самом деле готовность МАПП «Кани-Курган» пока составляет 70%.
Таким образом, все необходимые строительные работы там завершат хорошо если в первой половине следующего года. А это значит, что и полноценная эксплуатация моста «Благовещенск-Хэйхэ» будет возможна только где-то к середине следующего года.
Тогда по трансграничному переходу увеличат не только поток грузовиков, но и рейсовых автобусов и легковых автомобилей.
Если сейчас по мосту «Благовещенск-Хэйхэ» разрешено только по четыре кругорейса автобусов от российского и китайского операторов, а движение легковых автомобилей вообще запрещено, то с полноценным открытием МАПП «Кани-Курган» число автобусов увеличится до 164, а по легковому транспорту границу смогут пересекать до 68 машин в день.
Грузовикам, следующим в Грузию, будут периодически ограничивать подъезд к пограничному пункту пропуска.
Такое решение власти Северной Осетии приняли в связи с тем, что на подъезде к МАПП «Верхний Ларс» регулярно образуются заторы из грузовиков и эти заторы распределяются по близлежащим дорожным обочинам, что серьезно сказывается на безопасности дорожного движения в регионе.
Особенно часто подобная ситуация наблюдается в зимнее время, когда из-за плохих погодных условий (снежных заносов, схода лавин и т.п.) ограничивается проезд по Военно-Грузинской дороге, соединяющей Россию и Грузию.
В результате, глава Северной Осетии заявил, что при возникновении сложной ситуации на границе и заполненности всех специализированных стоянок для грузовиков, транзитному транспорту будут запрещать въезд в республику.
Подчеркнем: на данный момент МАПП «Верхний Ларс» является единственным работающим пунктом пропуска между Россией и Грузией, а потому именно через него следует весь поток не только в соседнюю страну, но также в Турцию и Армению.
В 2025-м году из Ульяновска запустят регулярный железнодорожный сервис до границы Азербайджана с Ираном.
Поезд будет следовать по маршруту от станции «Ульяновск-3» до станции «Астара экспортная». При этом не исключается, что по пути к составу могут добавляться дополнительные вагоны, а промежуточная остановка в Азербайджане будет также в Баку.
Сервис будет использоваться как непосредственно для торговли с Азербайджаном, так и для выхода на Иран и другие страны Ближнего Востока.
И тут стоит отметить, что запустить грузовой поезд в Иран через Азербайджан пока нет возможности, поскольку на границе между Ираном и Азербайджаном отсутствует участок железной дороги «Решт-Астара». Его рассчитывают построить к концу 2027-го года.
Именно поэтому грузовой поезд будет следовать до границы между двумя странами. Там товары и сырье, экспортируемые в Иран и далее, будут перегружать на автомобильный транспорт. Подобным образом в рамках сервиса будет осуществляться и импорт из стран Ближнего Востока.
Между Вологодской областью и Китаем создадут прямой логистический маршрут.
Как рассказал глава Вологодской области Георгий Филимонов, уже в декабре в Вологде должны открыть новый контейнерный терминал, откуда и будут осуществляться прямые поставки в китайский порт Чанба в Сиане.
Ожидается, что основной номенклатурой станет продукция лесной промышленности, металлообработки и машиностроения. Обратную загрузку из Китая, как правило, обеспечат товарами народного потребления, готовым оборудованием, транспортными средствами и т.п.
При этом в Китае также планируют ввести должность торгового представителя Вологодской области, что укрепит связь КНР с российским регионом.
В Хабаровском крае создадут логистический хаб для развития перевозок по Амуру.
Это в принципе вписывается в общую концепцию по возрождению речных перевозок в России с тем, чтобы хотя бы частично разгрузить железные дороги в восточном направлении.
Амур же как раз является пограничной рекой, а потому он может обеспечить перевозку грузов между Россией и Китаем и одновременно между дальневосточными российскими регионами.
Что касается Хабаровского края, то в этом регионе на реке действуют сразу четыре порта, что может обеспечить должный грузовой поток с разделением нагрузки между речными гаванями.
В целом, грузовой поток на Амуре хотят довести хотя бы до советских показателей — до 20 млн. тонн, что приблизительном в 10 раз ниже, чем сейчас.
Однако для этого необходимо еще провести дополнительное углубление русла реки и создать полноценные хабы с возможностью перевалки грузов на различные виды транспорта.
Беларусь и Турция продолжат выполнять двусторонние и транзитные перевозки грузов без обмена «дозволами».
Подобный эксперимент между двумя странами был запущен еще в январе 2023-го года. Теперь он уже, получается, продлевается во второй раз.
Однако пилотный проект, подчеркнем, распространяется только на двусторонние и транзитные перевозки.
Другие виды перевозок (въезд порожним и выезд груженым в страну регистрации (тип B) и перевозки «в/из третьих стран» (тип C)) по-прежнему осуществляются по разрешениям.
Правда, в следующем году квоту по этим разрешениям договорились увеличить: до 1,5 тыс. бланков — на перевозки типа B и до 2 тыс. бланков — на перевозки типа C.