Главные новости 39 недели года
29.09.2025 09:10
Польша открыла границу с Беларусью.
Автомобильные и железнодорожные пункты пропуска между странами возобновили работу с 25-го сентября после почти двухнедельного перерыва.
К тому времени значительные очереди из грузовиков уже скопились на границе Беларуси с Латвией и Литвой, а сразу же после открытия границы на выезд в Польшу зарегистрировались еще 990 грузовых автомобилей.
Правда, к концу следующего дня очередь в пункте пропуска «Козловичи/Кукурыки», который единственный между Польшей и Беларусью обслуживает грузовые перевозки, сократилась до 370 машин.
Однако в любом случае закрытие белорусско-польской границы еще некоторое время будет отражаться на сроках доставки товаров на европейском направлении и ставках на перевозки.
Тем более что в результате ограничений было приостановлено и железнодорожное сообщение, из-за чего на территории Беларуси застряло более 130 грузовых поездов, следующих по маршруту «Китай-Европа».
Китай отправил первое грузовое судно в Европу транзитом по Северному морскому пути.
Судно вышло из китайского Нинбо в британский Филикстоу, однако пройдет еще с заходом в промежуточные порты Роттердам, Гамбург и Гданьск, а закончит свой рейс в Санкт-Петербурге где-то в середине октября.
Ожидается, что транзитное время между Нинбо и Филикстоу составит 18 дней, что в два раза быстрее, чем по традиционному морскому маршруту через Суэцкий канал.
В целом, пробный рейс должен стать началом регулярного использования Китаем Северного морского пути для перевозок со странами ЕС, что как минимум позволит ускорить доставку товаров.
Однако в то же время на данный момент навигация по Северному морскому пути ограничена довольно коротким периодом. Чтобы этот маршрут действительно стал полноценным, необходимо как минимум строительство дополнительного ледокольного флота, а как максимум — представленного различными судами флота высокого арктического класса.
Кстати, Китай планирует реализовать и этот проект — по строительству специального арктического флота.
Китай еще отправил и первое судно по российским путям Нижнего Амура.
На самом деле, в рамках рейса доставка товаров осуществляется между городами КНР, однако транзитом по российским рекам.
Маршрут рейса проходит следующим образом — «порт Тайцан (КНР) – порт Ванино – порт Николаевск-на-Амуре – порт Хабаровск – порт Фуюань (КНР) – порт Хабаровск – порт Николаевск-на-Амуре – порт Ванино – порт Тайцан».
Если эксперимент окажется успешным, то Китай начнет активно использовать внутренние водные пути России как для внутренних рейсов, так и для доставки товаров в другие страны, а также для прямых перевозок с Россией.
Последнее актуально и для России, где сейчас как раз разрабатывают проект по возрождению речных перевозок, что снимет часть нагрузки с железнодорожных путей.
На границе России с Китаем создадут мультимодальный логистический речной хаб.
Комплекс планируют создать в районе пункта пропуска «Джалинда» в Амурской области.
На данный момент этот пункт пропуска не функционирует, однако Китай и Россия уже договорились о возобновлении его работы.
На первом этапе пограничный переход будет смешанным (перевозки здесь будут осуществляться летом на паромах, а зимой — по ледовой переправе), а в дальнейшем на этом участке границы планируют построить железнодорожный мост «Джалинда-Мохэ».
Правда, сроки строительства этого моста еще не известны.
Что касается самого логистического хаба, то он будет рассчитан на организацию мультимодальных перевозок с привлечением речного, железнодорожного и автомобильного транспорта.
Навигационные пломбы станут обязательными при перевозках внутри ЕАЭС с 11 февраля 2026 года.
Как рассказали в пресс-службе Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), на первом этапе навигационные пломбы будут обязательны:
— для санкционных и отдельных видов подакцизных товаров (в том числе алкоголя и табака), перевозимых автомобильным и/или железнодорожным транспортом в соответствии с таможенными процедурами транзита, экспорта, а также перемещаемых между государствами-членами в рамках взаимной торговли;
— для отдельных категорий товаров, таких как одежда, обувь и техника, перевозимых автомобильным транспортом в соответствии с таможенной процедурой транзита;
— для никотинсодержащей продукции и никотинового сырья (коды ТН ВЭД 2404, 2939 79 000 0 и 2939 80 000 0), перевозимых автомобильным транспортом и вывозимых с таможенной территории ЕАЭС в соответствии с таможенной процедурой экспорта.
В целом, навигационные пломбы позволяют в режиме онлайн отслеживать передвижение транспортного средства, а также гарантируют отсутствие доступа к грузу во время перевозки.
При этом устройства будут платными, а тарифы на их использование в каждой стране ЕАЭС будут устанавливать отдельно.
В 2026 году в ЕАЭС также запустят эксперимент по использованию e-CMR.
На данный момент весь пакет необходимых технологических документов для проведения эксперимента уже сформирован.
Однако осталось решить еще несколько вопросов, поэтому точный срок запуска эксперимента пока не называется. Единственное, известно, что в конце года состоится очередное рабочее заседание, из чего и можно сделать вывод, что сам пилотный проект начнется где-то в первой половине 2026-го года.
При этом стоит отметить, что между Россией и Беларусью подобный эксперимент по использованию международных электронных транспортных накладных (e-CMR) прошел в 2021-2023 годах.
В целом, переход на электронный документооборот должен снизить издержки в отрасли и повысить эффективность бизнеса, занимающегося международной логистикой, ускорить получение и проверку транспортных документов и взаиморасчеты между участниками перевозки, а также сократить время на контрольно-надзорные процедуры.