Главные новости 36 недели года
08.09.2025 11:50
В России открыли еще одну железную дорогу — Тихоокеанскую.
Эта дорога протяженностью 531 км напрямую соединяет между собой Якутию и Хабаровский край.
Она проходит от Эльгинского угольного месторождения в Якутии к угольному морскому терминалу на мысе Манорский в Хабаровском крае, а потому главным образом предназначена для вывоза на экспорт якутского угля.
Однако ее запуск позволит снять часть нагрузки с двух других основных железнодорожных магистралей на Восточном полигоне — с БАМа и Транссиба, что даст возможность увеличить перевозки других грузов на данном направлении.
В Приморском крае запустили крупнейший на Дальнем Востоке транспортно-логистический центр «Артем».
Вообще, этот комплекс площадью более 500 га сможет принимать свыше 1 млн. контейнеров в год, что является рекордной мощностью не только для Дальнего Востока, но и для всей страны.
Правда, на данный момент в эксплуатацию ввели только первую очередь транспортно-логистического центра, а указанных выше показателей в 1 млн. контейнеров он сможет достичь только где-то в 2027-м году.
Комплекс должен стать крупнейшим «сухим» портом, где будет выполняться перевалка грузов на различные виды транспорта.
Кроме того, он станет еще и ключевым хабом на Дальнем Востоке, где будет осуществляться погрузка контейнеров в полувагоны.
Напомним: этот механизм (использование полувагонов для контейнеров) позволяет, с одной стороны, сократить сроки доставки контейнеров, поскольку нет необходимости ждать для их вывоза специальных фитинговых платформ, а с другой — за счет исключения порожнего пробега полувагонов снизить издержки угольщиков.
В Забайкальском крае построят терминал, который сможет принимать поезда по российской и китайской колее.
Соответствующее соглашение подписано в рамках прошедшего во Владивостоке Восточного экономического форума (ВЭФ).
Согласно достигнутым договоренностям, вблизи границы с Китаем (это должно быть в районе Забайкальска, где располагаются основные автомобильный и железнодорожный пункты пропуска) построят транспортно-логистический центр, который будет включать в себя контейнерный и навалочный терминалы, а также, что особенно важно, железнодорожную инфраструктуру для приема поездов по широкой (1 520 мм) и узкой (1 435 мм) колее.
Таким образом, центр сможет принимать и обслуживать составы как с российской, так и с китайской стороны.
Но и это еще не все…
Власти региона также подписали соглашение, которое намекает на то, что в Забайкальском крае обустроят еще один железнодорожный пункт пропуска с Китаем.
По крайней мере, соглашение среди прочего предусматривает строительство железнодорожного моста через реку Аргунь, в то время как именно по этой реке проходит граница между Россией и Китаем.
Тем более что ранее «РЖД» уже презентовали подобный проект (новый железнодорожный переход должен пройти через населенные пункты Приаргунск (Россия, Забайкальский край) и Хайлар (Китай)), а летом прошлого года сообщалось, что Китай поддержал это предложение российской стороны.
Новый пункт пропуска на границе с Китаем на Большом Уссурийском острове на первом этапе откроют для пассажирского движения.
Работы по строительству этого нового автомобильного пункта пропуска уже начались.
Вернее, еще с осени прошлого года они активно идут на китайской стороне, а на стороне России пока еще только возвели насыпь под будущий переход и приступили к прокладке подъездной дороги.
В итоге, Китай готов сдать в эксплуатацию пассажирский терминал уже в этом году, а грузовой — в следующем.
В России, где еще даже не завершилось проектирование будущего пункта пропуска, под такие темпы не успевают, однако могут открыть пассажирское сообщение по временной схеме (без окончания строительства) в 2026-м году.
Таким образом, в 2026-м году новый пункт пропуска на Большом Уссурийском острове уже сможет принимать туристов.
Полноценный же его запуск с российской стороны планируют на 2027-й год.
Ожидается, что общегодовой грузооборот пограничного перехода составит 1,3 млн. тонн, а пассажиропоток — 1 млн. человек.
В Китае реконструируют пункты пропуска на границе с Россией.
С 1-го сентября в Китае уже запустили обновленный пункт пропуска «Дуннин» (сопредельный для него — ДАПП «Полтавка» в Приморском крае).
Если ранее пограничный переход мог принимать до 1 млн. тонн грузов в год, то после реконструкции его провозные мощности увеличились до 1,7 млн. тонн грузов в год.
При этом одновременно на китайской стороне продолжаются работы по строительству пункта пропуска «Хуньчунь» (для него сопредельным является МАПП «Краскино» в Приморском крае).
Причем специалисты в принципе возводят новый пограничный переход вблизи действующего. Его планируют открыть до конца сентября.
В отличие от действующего, который рассчитан на 600 тыс. тонн грузов в год, новый пункт пропуска сможет обрабатывать до 2 млн. тонн грузов в год.
Что важно, работы по модернизации МАПП «Краскино» проводятся и с российской стороны. Правда, их должны завершить чуть позже — до конца 2025-го года.
Непосредственное строительство железной дороги между Ираном и Азербайджаном могут начать до конца года.
Речь идет о железнодорожном участке «Решт-Астара», который как раз таки находится на границе Ирана с Азербайджаном и должен стать важной частью западной ветки транспортного коридора «Север-Юг».
Сейчас из-за отсутствия этого участка на данном маршруте отсутствует беспрерывное железнодорожное сообщение: довозить грузы по железной дороге можно только до границы Азербайджана с Ираном, после чего их все равно приходится переваливать на автомобильный транспорт.
В итоге, увеличиваются сроки доставки товаров, повышаются риски для их сохранности и в целом ограничивается рост грузовых потоков на маршруте, который может обеспечить более короткий путь из европейской части России к иранским портам, а оттуда — в другие страны Ближнего Востока или Африканского континента.
Сейчас на будущем участке «Решт-Астара» уже идут изыскательские работы. Непосредственное же строительство может начаться до конца года.
Дорогу должны ввести в эксплуатацию к началу 2028-го года.