Главные новости 27 недели года
07.07.2025 17:45
Турция увеличила плату за проход судов через проливы Босфор и Дарданеллы.
С 1-го июля 2025-го года сбор за проход судов через проливы Босфор и Дарданеллы вырос на 15% — до 5,83 доллара за чистый тоннаж.
Это в том числе может удорожить доставку товаров в Новороссийск и другие порты России в Азово-Черноморском бассейне.
Правда, морские операторы уже были готовы к такому шагу, поскольку начиная с 2022-го года турецкие власти ежегодно индексируют сборы за использование важных проливов.
Они поясняют, что полученные средства в большинстве своем идут на финансирование работы береговых служб, спасателей, медиков и ликвидацию последствий аварий.
По итогам прошлого года общая сумма сборов составила около 227 млн. долларов.
С 1 июля изменились условия транзита через Грузию.
С 1-го июля в Грузии начали применять Новую компьютеризированную транзитную систему (NCTS).
В плане документального оформления транзита это значит, что теперь для перемещения товаров через территорию Грузии необходимо использовать либо европейскую транзитную декларацию (Т1), либо книжку МДП.
А поскольку изначально NCTS разрабатывалась и внедрялась для стран Евросоюза (сейчас, правда, систему поддерживают и не входящие в ЕС государства), ее запуск на территории Грузии может еще более усилить контроль за перевозкой по территории республики европейских товаров, то есть ужесточить соблюдение санкционного режима в отношении России.
Иртыш хотят сделать международным логистическим маршрутом.
С одной стороны, Иртыш выходит на Казахстан и Китай, а с другой — дает доступ к Северному морскому пути.
Таким образом, река позволяет организовывать как международные, так и внутрироссийские перевозки.
Использование Иртыша может, во-первых, снизить нагрузку с железных и автомобильных дорог, во-вторых, удешевить транспортировку грузов, а в-третьих, оптимизировать т.н. «северный завоз» — доставку социально значимых товаров в труднодоступные районы России.
Для реализации этого проекта в России планируют создать крупный речной хаб в Омской области. Одновременно и Китай с Казахстаном договариваются о создании мультимодального транзитного коридора «Россия-Казахстан-Китай» с включением в него Иртыша.
В Архангельске создадут портовый комплекс для перевалки каботажных грузов.
Арктический портово-промышленный комплекса «Талаги», который будет использоваться для хранения, накопления и перевалки грузов, станет важной частью Северного морского пути.
Особенно учитывая то, что сейчас в Архангельске в принципе приступают к строительству нового порта, который, во-первых, будет глубоководным, а во-вторых, сможет обеспечить круглогодичный выход в Мировой океан в обход акватории т.н. «недружественных» стран.
Архангельск же действительно обещает стать опорной точкой Северного морского пути, поскольку, по сравнению с портом в Санкт-Петербурге, дает сокращение транзитных сроков доставки товаров до 7-8 суток.
Правда, новый порт в Архангельске смогут запустить на полную мощность только где-то в начале 2030-х годов.
Когда в эксплуатацию намерены ввести комплекс «Талаги» для перевалки каботажных грузов, пока вообще не уточняется.