День за два. Увеличение погрузки вызвало двукратный рост арендных ставок на подвижной состав

23.11.2021 12:56

Рост арендной ставки на вагоны, начавшийся в апреле 2021-го года, в ноябре продолжился и превысил весенний уровень цен более чем в два раза. Главными драйверами роста цен стали увеличение погрузки на сети ОАО «РЖД» как в полувагонах, так и в специализированном подвижном составе, а также дефицит парка. По прогнозам участников транспортного рынка, рост цен на аренду подвижного состава продолжится до февраля 2022-го года.

По информации Центра фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО «РЖД», в ноябре средняя стоимость суточной аренды полувагона составила 1,6 тыс. рублей (без учёта НДС).
 
По данным ОАО «РЖД», опубликованным на сайте холдинга в разделе «Раскрытие информации», количество рабочего парка полувагонов на сети ОАО «РЖД» в октябре 2021-го года составило в среднем 500,8 тыс. единиц в сутки, а в октябре прошлого года – 494,4 тыс. единиц в сутки. При этом объём перевозок на сети по итогам января – октября 2021-го года увеличился на 3,4% к уровню прошлого года. Основными драйверами стали каменный уголь (+7%), лом чёрных металлов (+17,5%) и кокс (+6,4%).

Рост цен на аренду полувагонов начался ещё весной 2021-го года. В мае уровень ставок на суточную аренду полувагона достиг 795 рублей, что на тот момент стало максимумом за предыдущие девять месяцев. По словам заместителя руководителя Департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Александра Слободяника, эта стоимость не покрывала полных затрат операторов на содержание парка и возврат инвестиций на его обновление. 

Как рассказал «Гудку» генеральный директор ABC-Rail Артур Нурмухамедов, многие операторы не смогли спрогнозировать восстановление объёма перевозок. «В прошлом, кризисном году многие компании сократили свой парк – продали часть вагонов, утилизировали те, которые требовали дорогого ремонта, – говорит он. – Машиностроители также снизили объёмы производства вагонов на фоне снижения спроса. Так, в 2020-ом году выпущено 56,2 тыс. единиц, что на 28% меньше, чем в 2019-ом. Это привело к дефициту парка в этом сегменте».

По мнению заместителя председателя Ассоциации операторов железнодорожного подвижного состава Дениса Семёнкина, на росте ставок напрямую сказался возросший объём перевозок в данном виде подвижного состава. Это связано с ростом отправок угля на экспорт в страны Юго-Восточной Азии и Европу, а также с увеличением погрузки в сегментах железной руды, металлов и спотовых грузов (щебень, лом). Ещё одной причиной можно назвать дефицит парка, вызванный скоплением вагонов в морских портах. Увеличение отправок груза на экспорт привело к заторам вагонов в портах и, как следствие, увеличению срока их оборачиваемости.

По прогнозам Александра Слободяника, в ближайшей перспективе при условии сохранения мировых цен на уголь на высоком уровне существующая динамика сохранится и ставки аренды полувагонов будут увеличиваться.

Рост цен наблюдается не только среди полувагонов, но и в сегменте специализированного подвижного состава. По данным ЦФТО, средняя цена на аренду цистерны в ноябре составила 1,25 тыс. рублей. Для сравнения: ставки на цистерны в январе 2021-го года были на уровне 875 рублей, а к сентябрю увеличились до 950–1,15 тыс. рублей. 

Советник генерального директора ООО «БалтТрансСервис» Владимир Прокофьев считает, что рост цен на цистерны связан в первую очередь с началом отопительного сезона. «Сегодня мы фиксируем рост перевозки наливных грузов внутри России и на экспорт. Такой ажиотаж связан с традиционным наступлением холодов и спросом на нефтеналивные грузы, – отмечает Владимир Прокофьев. – Ещё одной причиной стало большое количество специализированных вагонов, требующих ремонта, который собственники откладывали во время пандемии из-за отсутствия грузовой базы».

По мнению Владимира Прокофьева, тенденция роста стоимости аренды цистерн сохранится до весны 2022-го года, когда отопительный сезон завершится и цена нормализуется. 

Небольшое увеличение стоимости аренды наблюдается и среди фитинговых платформ. По данным ЦФТО, в ноябре средняя цена суточной аренды 40-футовой фитинговой платформы составила 1,5 тыс. рублей, тогда как в сентябре этого года она варьировалась от 1,3 до 1,45 тыс. рублей.

Как ранее сообщала «Гудку» руководитель пресс-службы компании «РЖД Логистика» Евгения Фисенко, увеличение стоимости фитинговых платформ можно объяснить растущим объёмом грузов в контейнерах. Так, по данным холдинга, в январе – октябре 2021-го года по сети ОАО «РЖД» во всех видах сообщения перевезено 5 млн. 386 тыс. гружёных и порожних контейнеров ДФЭ (аналог 20-футового контейнера), что на 12,7% больше, чем за аналогичный период 2020-го года.

По мнению участников транспортного рынка, факторов для быстрого снижения цен на аренду подвижного состава сегодня нет. Тенденция роста ставок на аренду парка сохранится как минимум до февраля 2022-го года.

Источник: gudok.ru

Источник фото: pxhere.com

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить Вам наилучшую работу на нашем веб-сайте. Вы можете найти больше информации о файлах cookie и о том, как мы их используем в нашей Политике конфиденциальности.

Принять